Литературная страничка
1. Почему
выбрана тема рассвета в музыке, искусстве и литературе.
2. Поэзия
о рассвете.
3. Проза
о рассвете.
4. Музыкальные инструменты, создающие мелодию рассвета.
1. Рассвет
– тема в произведениях искусства
Рассвет – одно из моих любимых
явлений природы. Я живу на берегу Финского залива и могу любоваться этим
потрясающим зрелищем.
Когда сумерки расступаются и уже виднеется
зарево, но солнце ещё не появилось, возникает ощущение рождения мира. Это
каждый раз волнительно, прекрасно и неповторимо.
Первые лучи начинают скользить по
макушкам деревьев, кустов, травинок и цветов, они обретают свою истинную, яркую
окраску. Солнечный свет озаряет землю, он как бы скользит по ней. Рассвет придаёт необычайную нежно-розовую окраску облакам.
Всё вокруг просыпается, озаряется яркими бликами и начинает играть всеми цветами радуги. С берега залива видно
переливающуюся, блестящую дорожку, ведущую к солнцу, и кажется, что оно встаёт из моря. Солнце дарит всему миру жизнь.
После каждого заката мы ждём
восхода. Чтобы, проснувшись на рассвете, искупаться в золотистых лучах,
почувствовать энергию огненного шара. На восходе солнца ещё неизвестно, каким
будет этот день, чем он будет наполнен, но хочется, чтобы солнце светило и дольше, и ярче.
Во многих произведениях искусства
тема рассвета помогает ощутить замысел автора, усилить его, придать новые
краски. Это и смена настроения, и начало нового этапа в жизни героя, и радость
от осознания вечности жизни и нетленности бытия.
Я выбрала тему рассвета для проекта,
так как мне тоже близки смены настроения, поиск нового и ожидание чуда с
каждым новым рассветом.
2. Поэзия
А.Блок,
«Рассвет»
Стихотворение "Рассвет" - это прекрасный
образец романтической поэзии, чистой лирики, так свойственной Александру Блоку. В произведении мы угадываем обострённое
мироощущение автора, его идею противопоставления земли и неба, материального и
духовного.
Стихотворение носит позитивный характер, заставляет
поверить в лучшее. Даже само название "Рассвет" - это ожидание
чего-то светлого, нового, надежда на будущее. Руки, поднятые к небу, молящаяся
женщина, белые голуби, золотящие крыльями пасмурные крыши - всё это
символизирует мир и веру в будущее.
Поэт сплетает строку в музыкальный, мелодичный слог,
прекрасно работает со словом.
Автор активно использует эпитеты, которые придают
лёгкость и эмоциональность: "торжественные звуки", "послушным
голубям", "пасмурные крыши", "шар огромный",
"красной тишине". Используя такие метафоры, как "по воздуху
неслись звуки", "крылами стали золотить", "шар
плывущий", поэт наполняет произведение особым смыслом, активностью, что
позволяет передать основные его мотивы.
Также используется ещё одно средство выразительности -
олицетворение. Звуки и шар в сознании А. Блока живые. Неживые по природе своей понятия
принимают своеобразную окраску, делают мир светлым и радостным.
Это стихотворение простое и настоящее, как и поэт,
написавший его.
Александр
Блок
Рассвет
Я
встал и трижды поднял руки.
Ко
мне по воздуху неслись
Зари
торжественные звуки,
Багрянцем
одевая высь.
Казалось,
женщина вставала,
Молилась,
отходя во храм,
И
розовой рукой бросала
Зерно
послушным голубям.
Они
белели где-то выше,
Белея,
вытянулись в нить
И
скоро пасмурные крыши
Крылами
стали золотить.
Над
позолотой их заемной,
Высоко
стоя на окне,
Я
вдруг увидел шар огромный,
Плывущий
в красной тишине.
…………………………………………………………………………………………………………
Борис
Пастернак, «Рассвет»
В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис
Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от
его имени создал цикл замечательных стихов. В него вошло произведение
«Рассвет», написанное в 1947 году и рассказывающее о том, как важно ценить в
жизни то, на что мы редко обращаем внимание.
«Мне к людям хочется, в толпу», — признается поэт,
отмечая при этом, что весь мир предстает перед ним совершенно в новом свете.
«Как будто выхожу впервые на эти улицы в снегу и вымершие мостовые», — с
удивлением подчеркивает автор. Он видит, как любимый город оживает, в окнах
домов загораются огоньки, указывающие на то, что люди наспех завтракают и
собираются на работу. Казалось бы, ничто не напоминает о том, что еще недавно
почти весь город лежал в руинах. Обращаясь к незнакомым, но таким родным и
любимым москвичам, Пастернак признается: «Я чувствую за них за всех, как будто
побывал в их шкуре». Тысячи лиц мелькают перед глазами, но в каждом из них поэт
видит что-то знакомое. Взрослые, дети, старики – ко всем этим людям
Пастернак испытывает нежность и признательность. «Я ими всеми побежден, и
только в том моя победа», — отмечает поэт, подчеркивая, что является частью
этой суетливой столичной толпы, что доставляет ему огромное удовольствие.
Борис Пастернак
Рассвет
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
B их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.
Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
В теченье нескольких минут
Вид города неузнаваем.
В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся недоев-недопив.
Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.
...................................................................................................................................................
3.Проза
о рассвете
Во многих произведениях литературы есть описание
рассвета как ожидания нового дня.
Например, знаменитая сцена рассвета в «Вие» Гоголя,
когда главный герой буквально получает спасение с окончанием ночи.
А восход солнца в «Тихом Доне» Шолохова, когда
Мелихов теряет любимую, хоронит ее и встречает новый день совершенно в другом
мире – в мире одиночества, непонимания,
сомнений, но с необходимостью продолжать жить.
Потрясающе передано волнение и ожидание неизвестного
в другом произведении Шолохова «Они сражались за Родину», когда бойцы, затаившись,
ждут начала нового дня и нового боя, который разделит их жизни на «до» и «после».
В известном романе Маргарет Митчелл «Унесенные
ветром» главная героиня возвращается в разрушенный отчий дом, но видит
освещенную утренним солнцем родную Тару и наполняется внутренней энергией,
ощущением, что все можно преодолеть.
http://knijky.ru/books/unesennye-vetrom
...............................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................
4. Музыкальные инструменты, создающие мелодию рассвета
Я
очень люблю произведения Грига и Мусоргского. Их выдающиеся известные всему
миру мелодии рассвета из «Пер Гюнта» и «Хованщины» наполняют меня ощущением
полноты жизни, зарождения нового дня, ожидания хорошего.
Итак,
какие же инструменты используют композиторы в своих знаменитых произведениях на
тему рассвета? Мелодия утра в «Пер Гюнте», напоминающая незатейливый пастуший
наигрыш, спокойна и светла, она рисует картину постепенного пробуждения
природы. К указанию темпа автор добавил слово «pastorale»,что значит пасторальный, то есть пастушеский. Тембры духовых инструментов - флейт и
гобоев, солирующих в пьесе, - напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна
звучит как охотничий рог.
Пьеса
«Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается
изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека,
его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе
человека, его восхищение красотой природы.
И
флейты, и гобои, и свирели, и валторны можно увидеть в уникальном музее
музыкальных инструментов. Расположен музей на набережной реки Фонтанки. 3020 музыкальных
инструментов, которые вмещает коллекция, позволяют отследить историю
совершенствования и развития музыки. Коллекционные русские колокола соседствуют
с копиями музыкальных инструментов античных времён, возле виолончели Николая II
выставлена скрипка Михаила Глинки. У посетителей пользуется популярностью
коллекция флейт Александра I и инструменты рогового оркестра России. Один из
самых знаменитых экспонатов музея — скрипка итальянского мастера Страдивари. На
почётном месте находится подарок Николаю I от Александры Федоровны — коллекция
олифантов (сигнальных рогов средневековых рыцарей). Все континенты мира
представлены собраниями экземпляров уникальных вещей.
Музей
помог мне получить представление о том, какие сложные и разнообразные приспособления
применяются людьми для подражания звукам природы и человеческого голоса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий